цель:
- продолжить работу над усвоения учащимися понятия пирамиды и ее элементов, дополнить знания учащихся через знакомство с отдельными видами пирамид, а именно:
- пирамидами, в которых высота принадлежащая одному или двум боковым граням;
- пирамидами, в которых основой высоты есть центр окружности, описанной около пирамиды;
- пирамидами, в которых основой высоты есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды.
- развивать умение учащихся вычислять площади боковой и полной поверхностей пирамиды;
- воспитывать настойчивость, самостоятельность, усердие в учебе.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
И. Организационный этап (1-2 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку. Настройка на работу.
ИИ. Проверка домашнего задания (3-4 мин)
Проверку усвоения учащимися теоретического материала проводим в форме фронтальной беседы.
- Сформулируйте определение пирамиды (основы, вершины, боковых граней, ребер, высоты). (Пирамидой называют многогранник, у которого одна из граней (которую называют основой) - произвольный многоугольник, остальные грани - треугольники с общей вершиной.)
- Существует пирамида, все грани которой равны? (Да)
- Существует пирамида, которая не имеет никакого диагонального сечения? (Да)
- Существует пирамида, основание высоты которой размещена вне плоскости основания пирамиды? (Да)
ИИИ. Формулировка цели и задач урока (3-4 мин)
Задача. Основой пирамиды является прямоугольник со сторонами 6 см и 8 см. Каждое боковое ребро пирамиды равно 13см. Вычислите высоту пирамиды.
Для того, чтобы найти длину высоты пирамиды, необходимо ее построить. Возникает вопрос: где лежит основание высоты пирамиды? Следовательно, задачей урока является изучение отдельных видов пирамиды с целью определения положения высоты (или основы высоты) пирамиды.
И V. Актуализация опорных знаний (5-7 мин)
фронтальный опрос
- Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
(Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
Если катет и противоположный ему острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и противоположном ему острому углу другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.)
- Сформулируйте теорему о трех перпендикуляры. (Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна наклонной)
- Сформулируйте определение угла между прямой и плоскостью. (Углом между прямой и плоскостью называется угол между этой прямой и ее проекцией на плоскость)
- Сформулируйте определение угла между плоскостями. (Углом между двумя плоскостями называется угол между прямыми, которые образуются при пересечении данных плоскостей третьей, проведенной перпендикулярно прямой пересечения первых двух плоскостей)
- Воспользовавшись рисунком, укажите:
а) угол между боковым ребром АЕ и плоскостью основания пирамиды; (АЭС) б) угол между плоскостью С F Е и основанием пирамиды. (FED)
V. Дополнение знаний (8 -10 мин)
Отдельные виды пирамид
- Если в пирамиде одна боковая грань перпендикулярна плоскости основания, то высота пирамиды относится плоскости этой грани и является перпендикуляром, проведенным с вершины пирамиды к прямой пересечения плоскости этой грани с плоскостью основания.
Замечания. Основа высоты пирамиды может лежать как на стороне основания пирамиды, так и на ее продолжении.
- Если две боковые грани пирамиды перпендикулярны плоскости основания, то прямая их пересечения содержит высоту пирамиды.
- Если в пирамиде выполняется хотя бы одно из условий:
1) все боковые ребра равны;
2) все боковые ребра образуют одинаковые углы с плоскостью основания;
3) все боковые ребра образуют одинаковые углы с высотой пирамиды.
Замечания. Имеет место обратное утверждение.
- Если высота лежит внутри пирамиды и выполняется хотя бы одно из условий:
1) все двугранные углы при основании пирамиды равны;
2) все высоты боковых граней, проведенные с вершины пирамиды, уровне;
3) все высоты боковых граней, проведенные с вершины пирамиды, образуют равные углы с высотой пирамиды;
4) высота пирамиды образует одинаковые углы с плоскостями всех боковых граней,
то основой высоты пирамиды есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды
V и. Формирование умений (15 мин)
Выполнение устных упражнений
- Высота пирамиды равна 6 см, а боковые ребра равны и равны 10см. Чему равна радиус окружности, описанной около основания пирамиды? (Ответ. 8 см).
- Высота пирамиды равна 5 см, а все боковые грани наклонены к плоскости основания под углом 45˚. Чему равна радиус окружности, вписанной в пирамиду? (Ответ. 5см).
- Основой пирамиды является прямоугольник со сторонами 6 см и 8 см. Каждое боковое ребро пирамиды равно 13см. Вычислить высоту пирамиды. (Ответ. 12см).
Выполнение письменных упражнений
- Основой треугольной пирамиды является равносторонний треугольник со стороной 1 см. Одно из боковых ребер пирамиды перпендикулярно к плоскости основания, а противоположная этого ребра боковая грань образует с плоскостью основания угол 60˚. Найти высоту пирамиды. (Ответ. 1,5 см).
- Найти высоту, радиус окружности, описанной вокруг основания, острый угол наклона бокового ребра к плоскости основания и острый угол между плоскостями смежных боковых граней правильной четырехугольной пирамиды, длина бокового ребра которой равна 10 см, а площадь основания 25см².
Решение. На рисунке изображена правильная чотируктна пирамида ABCDE, площадь основания которой равна 25 см², а длина бокового ребра 10 см.
- Если плошади квадрата BCDE равна 25 см², то его сторона равна 5 см. Радиус окружности, описанной около квадрата, равна половине диагонали этого квадрата, то есть (см).
- Рассмотрим треугольник АОС, в нем, АС = 10 см, см
(См). Таким образом, высота пирамиды равна см.
Угол наклона бокового ребра пирамиды к плоскости основания найдем как, тогда.
- Угол между соседними боковыми ребрами АС и AD пирамиды ABCDE совпадает с углом CАD при вершине равнобедренного треугольника ACD - одной из боковых граней пирамиды. Найдем косинус угла CАD за следствием из теоремы косинусов:, тогда.
- Двугранный угол между плоскостями смежных боковых граней ADC и ADE измеряется своим линейным углом. Построим его. Проведем перпендикуляр из точки С до прямой AD в плоскости ADC и перпендикуляр из точки Е до прямой AD в плоскости ADE. Тогда будет линейным углом двугранного угла между плоскостями смежных боковых граней ADC и ADE. Найдем.
- Методом вспомогательной площади вычислим высоту треугольника ADC:
,
отсюда (см).
Из равенства (по трем сторонам) треугольников ADC и ADE следует равенство.
Вычислим из треугольника, используя следствие из теоремы косинусов:
, Поскольку найдена величина отрицательная, то тупой. Острый угол между плоскостями смежных боковых граней ADC и ADE равен.
ответ:
Радиус окружности, описанной около основания пирамиды равна см;
угол наклона бокового ребра пирамиды к плоскости основания равен;
высота пирамиды равна см;
угол между соседними боковыми ребрами равен;
острый угол между плоскостями смежных боковых граней равна.
VII. Итоги урока. (2-3 мин)
Ответьте на вопрос:
- Где находится основание высоты пирамиды, если:
а) все боковые ребра пирамиды равны или наклонены к плоскости основания под одним углом; (Основой высоты есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды)
б) все боковые ребра образуют одинаковые углы с высотой пирамиды; (Основой высоты есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды)
в) все боковые грани наклонены к плоскости основания под одним углом или высоты всех боковых граней равны; (Основой высоты есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды)
г) высота пирамиды образует одинаковые углы с боковыми гранями или высотами боковых граней, проведенными с вершины пирамиды; (Основой высоты есть центр окружности, вписанной в основание пирамиды)
д) одна боковая грань перпендикулярна к плоскости основания; (Высота пирамиды принадлежит плоскости этой грани и является перпендикуляром, проведенным с вершины пирамиды к прямой пересечения плоскости этой грани с плоскостью основания)
е) две смежные боковые грани перпендикулярны? (прямая их пересечения содержит высоту пирамиды)
VIII. Домашнее задание (1-2 мин)
Изучить материал, рассмотренный на уроке.
Выполнить упражнения:
- Основой треугольной пирамиды является равносторонний треугольник со стороной 7 см. Одно из боковых ребер пирамиды перпендикулярно к плоскости основания, а высота боковой грани, противоположной этого ребра равна 4 см. Найдите высоту пирамиды.
- Основой пирамиды является прямоугольный треугольник с углом 60 °. Боковые ребра пирамиды наклонены к плоскости основания под углом 45 °. Высота пирамиды равна 10 см. Найдите катет, противоположный поданном углу.
ИХ. Оценка и мотивация (1 мин)
Оцениваю и мотивирую учеников
Существует пирамида, все грани которой равны?
Возникает вопрос: где лежит основание высоты пирамиды?
Чему равна радиус окружности, описанной около основания пирамиды?
Чему равна радиус окружности, вписанной в пирамиду?